Обратная связь

Поле ФИО некорректно заполнено
Поле Телефон некорректно заполнено
Некорректный E-mail
Данный email уже был зарегистрирован в системе.
Пожалуйста, авторизуйтесь!
Некорректный Ваш вопрос

Регистрация

E-mail
Некорректный пароль. Минимум 6 символов
Пароли не совпадают




























Не дано согласие на обработку персональных данных

Авторизация

Неверный логин и/или пароль
Служба дополнительного образования РУДН https://www.dpo.rudn.ru Москва +7 495 434-66-41 Служба дополнительного образования РУДН https://www.dpo.rudn.ru Москва +7 495 434-66-41

Преподавание истории России: новые трактовки и подходы

Формат обучения: Повышение квалификации

Формы обучения:

  • очная

Объем: 72 ак. ч.

Продолжительность:

  • 4 недели

Вид аттестации: Зачёт

Выдаваемый документ: Удостоверение о повышении квалификации

Модуль 1.

Проблемы современной исторической науки. Роль исторического знания в наши дни. Современные методы преподавания истории. Основные этапы осмысления прошлого нашей страны. Утверждение рационалистической парадигмы и ее влияние на трактовку исторических источников. Гегельянство и становление государственной (юридической) школы в отечественной историографии. Распространение позитивизма как теоретико-методологической основы исторической мысли. Неокантианство в России и его особенности. Формирование марксистской методологии в русской исторической науке. Преодоление формационного подхода и методологический вакуум. Современные подходы к пониманию прошлого: неоевразийство, цивилизационная теория, социокультурная парадигма, теория модернизации. Современное значение исторического знания. Роль преподавания истории в инокультурной среде.

Древняя Русь: дискуссионные проблемы; методы изложения материала; проверка знаний и подготовка тестов.

Теоретические и исторические основания споров норманистов и антинорманистов. Формационная теория происхождения древнерусского государства. Утверждение современных подходов. Циркумбалтийская теория происхождения государства. Социокультурный подход в освещении проблемы зарождения государственности. Неопозитивистский взгляд на проблему.

Позитивистское понимание природы древнерусского общества и государства. Полемика в марксистской историографии о характере общественного строя Древней Руси.

Концепция И.Я. Фроянова природы социального и государственного строя Древней Руси. Его трактовка народных движений эпохи ХI-ХII вв. Взгляды М. Б. Свердлова, П.А. Толочко и А.А. Горского на общественный строй и государственность Древней Руси. Социокультурный подход к освещению природы и истории государства и общества Древней Руси.

История России ХIII – ХVII вв.: дискуссионные проблемы; методы изложения материала; проверка знаний и подготовка тестов.

Научные споры о значении и последствиях монгольского нашествия и Ордынского ига. Основные направления дореволюционной литературы, посвященной политике Ивана IV. Социокультурный подход в исследовании истории российской государственности XV - XVI вв. Влияние геополитических и природно-климатических факторов на ход русской истории в дореволюционной и современной исторической науке. Этногенетическая теория Л.Н. Гумилева и ее применение к освещению истории средневековой России. Возрождение «географического детерминизма» в современной исторической науке.

Новые подходы в освещении народных движений эпохи средневековья. “Смута” - гражданская война, или проявление эсхатологических ожиданий русского общества. Самозванчество как феномен российской ментальности. Социокультурная трактовка народных выступлений.

Преобразования в России XVIII в.: современная историография; актуальность эпохи; методы изложения материала; проблема аттестации и подготовки тестов.

Дискуссии в советской историографии о природе и особенностях российского абсолютизма. Актуализация наследия Петра I в современную эпоху. Теория модернизации и ее применение к исследованию истории России XVIII в. Русский ответ на европейский вызов: имперская модель модернизации, или феномен «варварской борьбы против варварства». Социокультурный подход к освещению преобразований Петра.

Реформы эпохи Екатерины II в современной историографии. Проблема «просвещенной» или «законной» монархии. Теория ментальности школы “Анналов” и ее применение к изучению отечественной истории. Культура “безмолвствующего большинства”. Социокультурный раскол российского общества как основная черта российской цивилизации. Инверсионный характер российской истории. рооблема Крыма в современном общественном сознании

История России XIX в.: современная историография; проблема изложения и объяснения истории отношения империи и национальных окраин; аттестация и подготовка тестов.

Народническая, либеральная и официальная интерпретации характера, теории и практики общественного движения в России. Споры о народничестве в советской историографии. От обвинений к изучению либерального и консервативного движений. Современные направления в исследовании народничества. Психоэмоциональный подход. Проблема терроризма в современной литературе. Отечественные историки о характере, идеологии, деятельности и особенностях российского либерализма. Споры о реальности и востребованности либеральной модели развития страны. Консервативное движение в современной историографии.

Реформы 1860-1870-х гг. в дореволюционной литературе. Марксистская концепция разложения феодальных и развития капиталистических отношений в России. Теория революционной ситуации, отношение к ней в современной литературе. Концепция догоняющего развития России.

Переход от традиционного к индустриальному обществу в свете теории модернизации. Социокультурный подход к освещению реформ 60-70-х гг. ХIХ в. Крестьянская община и традиционалистское сознание народа: их влияние на развитие страны в свете социокультурного подхода. Зарождение очагов гражданского общества. Рабочий класс, буржуазия. Переходный характер экономики и социальной структуры 60—80-х годов. Империя и национальные окраины: проблемы интеграции и развития инокультурной среды. Роль ислама в сохранении национальной культуры и противостоянии колониальной политики центра.

Идеализм и нигилизм русской интеллигенции. Литературные источники изучения эпохи.

Россия в начале ХХ в.: проблема реформы и революции; формирование политических партий. Первая мировая война; методы изучения и преподавания событий эпохи.

Ленинская теория империализма и ее современная критика. Религиозно-философская мысль России начала ХХ в. об истоках коммунизма и причинах революции в стране. Современные трактовки предпосылок кризиса российского общества начала ХХ в. Теория элит в освещении идейно-политического развития страны. Социальные движения и политические партии начала века в современной отечественной и зарубежной историографии. Отражение в художественной культуре и литературе эпохи потрясений. Национальные окраины. События 1916 г. в Средней Азии: бунт, революция, национально-освободительное восстание?

Модуль 2.

Великая российская революция и Гражданская война. Дискуссионные проблемы.

Марксистская интерпретация Февральской и Октябрьской революций. Проблема альтернативности в современной отечественной историографии. Концепция единой демократической революции в России начала ХХ в. Оценка революции как взрыва архаичных устремлений народа, который использовали большевики в своих целях. О роли «немецких денег» в революции. Дискуссии о генезисе, природе и идеологии российского большевизма. Проблема “цены” революции. Гражданская война и политика “военного коммунизма” в современной историографии.

Социально-экономическое и политическое развитие России в 1920 – 1930 –е гг.: дискуссионные проблемы; методы изучения событий эпохи; аттестация и тестирование.

Нэп в советской и современной исторической науке. Его реальные и мнимые последствия. Борьба в партии за власть и начало становления тоталитарной системы. Теория тоталитаризма в современной исторической науке. Утверждение единомыслия в партии и обществе. Роль внешнеполитического фактора в политике партии. Проблема национальных отношений. Марксистская теория нации и ее практическая реализация. Национально-государственное строительство и две тенденции в решении национального вопроса. Этапы создания СССР: от договора 1922 г. и Конституции 1924 г. к унитарному государству.

Советская историография так называемого “ленинского плана построения социализма” и его воплощения в жизнь. Мифы и реальности сталинского “великого скачка”. Современные трактовки “коренного перелома” конца 20-х - начала 30-х гг. Социальная эволюция советского общества. Теория “номенклатуры” в освещении событий 30-х гг. Теория идеократического тоталитарного государства. Репрессии 30-х гг. с позиций социокультурного подхода. Проблема культурной революции и современные дискуссии о ее позитивных и негативных результатах.

Вторая мировая война: дискуссионные проблемы; народы союзных республик в Великой отечественной войне.

Внешняя политика СССР 30-х гг. в советской и современной историографии. Пакт Молотова-Риббентропа и его действительная роль в развязывании второй мировой войны. “Суворовская” концепция инициатора войны и ее критика. Причины неудач в начале войны в современной историографии. Роль партийного руководства и централизованной экономики в достижении коренного перелома в войне: мифы и реальности. Создание антигитлеровской коалиции и роль союзников в разгроме фашизма в современной историографии. Источники и цена победы советского народа. Роль социокультурного фактора и взаимодействия народов СССР.

Советское общество в 1945-1985 гг.: дискуссионные проблемы; проверка знаний и подготовка тестов.

Общественно-политическая и духовная атмосфера, восстановление народного хозяйства в современной историографии. Апогей или разложение сталинизма. Роль личности в советской истории. Борьба за власть в начале 50-х гг. и ее современные интерпретации. Предпосылки, характер и основное содержание «реформаторского курса» Н.С. Хрущева в отечественной и зарубежной историографии. ХХ съезд партии: номенклатурный переворот, или начало демократизации? Реальные результаты реформ и “переворот” 1964 г. Эволюция внешней политики СССР в 50-х - начале 60-х годов.

Реальный социализм как формационно-цивилизационный феномен. Попытки реформирования экономической сферы, консерватизм в политике и идеологии. Усиление позиций номенклатуры и проявление черт корпоративной системы. Демографические и социокультурные изменения, их последствия. Диссидентство: его мнимая и реальная роль в общественно-политической жизни страны. Внешняя политика СССР: разрядка напряженности и ее внутренние и внешние пределы.

Эпоха «перестройки». Распад СССР: дискуссионные проблемы; проверка знаний и подготовка тестов.

Кризис начала 1980-х гг. в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей. Перестройка Горбачева: революция или контрреволюция? Основные цели и этапы реформ. Их реальные последствия. Начало распада Союза. Борьба народных фронтов и парад “суверенитетов”. «Новое политическое мышление». Распад социалистического лагеря.

Эволюция социального и политического строя России 1991 – 2017 гг.: дискуссионные проблемы; отношения с постсоветскими республиками; отношения со странами Запада.

«Шоковая терапия» Е.Т. Гайдара: либеральные реформы или вынужденные меры спасения страны. Их цель, содержание, последствия. Переход к новой экономической и политической системе. События 1993 г. Принятие новой конституции. Создание многопартийной системы. Идея формирования единого экономического, политического и образовательного евразийского пространства. Социально-экономическое и политическое развитие России 1990-х гг. в оценках современных исследователей. Деградация или модернизация?


Содержание программы:

  • Тема 1

    Проблемы современной исторической науки. Роль исторического знания в наши дни. Современные методы преподавания истории.

  • Тема 2

    Древняя Русь: дискуссионные проблемы; методы изложения материала; проверка знаний и подготовка тестов.

  • Тема 3

    История России ХIII – ХVII вв.: дискуссионные проблемы; методы изложения материала; проверка знаний и подготовка тестов.

  • Тема 4

    Преобразования в России XVIII в.: современная историография; актуальность эпохи; методы изложения материала; проблема аттестации и подготовки тестов.

  • Тема 5

    История России XIX в.: современная историография; проблема изложения и объяснения истории отношения империи и национальных окраин; аттестация и подготовка тестов.

  • Тема 6

    Россия в начале ХХ в.: проблема реформы и революции; формирование политических партий. Первая мировая война; методы изучения и преподавания событий эпохи.

  • Тема 7

    Социально-экономическое и политическое развитие России в 1920 – 1930 –е гг.: дискуссионные проблемы; методы изучения событий эпохи; аттестация и тестирование.

  • Тема 8

    Великая российская революция и Гражданская война. Дискуссионные проблемы.

  • Тема 9

    Вторая мировая война: дискуссионные проблемы; народы союзных республик в Великой отечественной войне.

  • Тема 10

    Советское общество в 1945-1985 гг.: дискуссионные проблемы; проверка знаний и подготовка тестов.

  • Тема 11

    Эпоха «перестройки». Распад СССР: дискуссионные проблемы; проверка знаний и подготовка тестов.

  • Тема 12

    Эволюция социального и политического строя России 1991 – 2017 гг.: дискуссионные проблемы; отношения с постсоветскими республиками; отношения со странами Запада.

ДЛЯ КОГО?

Курс предназначен для слушателей любого уровня профессиональной подготовки. Изучение новых трактовок и подходов к изучению истории России призвано усовершенствовать у слушателей теоретические и методологические знания, умения и навыки в области преподаванию истории, вооружить практическими рекомендациями по их применению.

Цель:

Целью курса является: - изучение новых методов и технологий преподавания истории, ознакомление с современными достижениями исторической науки, формирование готовности к совершенствованию профессионального уровня.

Записаться на курс
"Преподавание истории России: новые трактовки и подходы"

Поле Фамилия некорректно заполнено
Поле Имя некорректно заполнено
Поле Отчество некорректно заполнено
Поле Телефон некорректно заполнено
Некорректный E-mail
Данный email уже был зарегистрирован в системе.
Пожалуйста, авторизуйтесь!
Некорректный Ваш вопрос

Похожие курсы

Объем:16 ак. ч.

Формат обучения:Повышение квалификации

6 000 ₽

подробнее

ДЛЯ КОГО?

Курс предназначен для лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, использующих или планирующих использовать в своей профессиональной деятельности основы исторических знаний.

Цель

Целями обучения слушателей являются: ознакомление слушателей с историей внешнеполитических связей России и Франции в XVIII-XXI вв.; ознакомление слушателей с отечественной и французской источниковой и историографической базами по данной проблеме. получение практических навыков анализа исторических источников на русском и французском языках; изучение и осмысление фактов и событий в истории взаимоотношений России и Франции в XVIII-XXI вв.

Объем:72 ак. ч.

Формат обучения:Повышение квалификации

7 800 ₽

подробнее

Объем:72 ак. ч.

Формат обучения:Повышение квалификации

7 000 ₽

подробнее

ДЛЯ КОГО?

Для учителей средней школы